Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Чтобы ребенок вырос социально полноценной личностью и стал успешным человеком, с детства в нем нужно развивать понимание собственной значимости в кругу семьи, приятелей и близкого окружения, культивировать и поднимать его самооценку. Задачи воспитания в данном аспекте – как мальчика, так и девочки – имеют высокую важность, поскольку только уверенный в себе человек способен выгодно позиционировать себя и добиваться успехов в социуме – сначала в учебном коллективе, затем среди коллег по работе, и в жизни – в целом.

На первый взгляд, воспитание уверенности – не такое уж сложное дело, однако даже трехлетний ребенок сталкивается порой с факторами, подавляющими его самооценку в самом зародыше. Так, если взрослые – родители, няня, старшие брат или сестра – во время прогулки не заступились за малыша, когда товарищ по песочнице отобрал у него совочек или машинку, в подсознании у дитя отложится, что он «хуже, а тот мальчике более достоин его игрушки». То есть, в первые годы жизни, пока ребенок не отправился в ясли, детсад, начальную школу (не попал в группу людей, в большей степени заинтересованных в личном комфорте, а не в его) формирование его чувства собственного достоинства и уверенности в себе находится в полной зависимости от членов семьи и домочадцев.

В чем поможет постепенно прививаемая с детства уверенность в себе во взрослой жизни

  • Правильно сформируется самосознание в плане позиционирования себя в обществе людей разных складов характера, рода занятий и социального положения.
  • Возникающие увлечения и проявляющиеся склонности к чему-либо не будут заброшены вследствие отсутствия поддержки либо непонимания со стороны окружающих, то есть – подрастающий ребенок научится аргументировать собственную позицию, отстаивать свои интересы и, таким образом, не загубит в себе таланты.
  • Не опасаясь, пробуя неизведанное, попасть впросак или быть поднятым на смех, взрослеющий человек на собственном опыте получает знания о том, что в его силах, а на что он не способен.
  • В силу доверия (не будут ругать, помогут разобраться и решить проблему) старшим (родителям, родственникам) из своего близкого окружения – ребенок не станет бояться поднимать важных для себя тем, тем самым избежав на своем пути множества ошибок.

Способы повышения самооценки – приемы воспитания в детях уверенности в себе

  1. Нельзя сравнивать ребенка с его сверстниками. Нелестные сравнения не в его пользу могут повлечь занижение самооценки, пробуждение чувства зависти, возникновение ненависти к более успешным (сообразительным, чистоплотным, кушающим с аппетитом и т.д.), по мнению его родителей, детям. Во взрослом возрасте регулярно ущемляемая в детстве личность проявится в виде стремления угнетать окружающих. Сравнений не должно быть вовсе, либо делать их надо в нейтральном ключе. То есть, не в духе «ты должен вести себя хорошо, как тот мальчик», а «этот мальчик поступил хорошо и сделал тому человеку приятно». Тогда у ребенка будет нейтральная возможность анализа не себя, а постороннего, и он сможет не копировать поведение «правильного мальчика» по указке, а примерить данное поведение на себя, решив, подходит ли это ему.
  2. Нужно предоставлять ребенку возможность пробовать преодолевать свои трудности самостоятельно. При необходимости незаметно страхуя – если того требует уровень серьезности проблемы, его беспокоящей. Успешный выход из сложной ситуации своими силами придаст ему веры в себя.
  3. Следует не забывать хвалить ребенка за совершенные им важные дела. В детском подсознании станет откладываться, что он способен отлично справляться с порученными ему задачами. Став взрослым, в ответственную минуту человек не спасует практически ни перед чем, тем более – ему не будет казаться, что он менее ловкий и полезный, чем, к примеру, коллега или товарищ по командному состязанию.
  4. Необходимо всячески поощрять инициативы ребенка – это разовьет в нем способности и откроет таланты, что в будущем станет выгодно отличать его от других, а потому даст ему возможность чувствовать себя на высоте.
  5. Обязательно – следить за тем, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Только тех, кто вынослив, упорен, не бросает задуманное на полпути, в жизни ожидают большие успехи.

Детское сознание можно сравнить с чистым компьютерным диском – воспроизводиться будет то, что было записано.