Удаленная работа во время карантина: достоинства, недостатки
Случилось то, что все обсуждают уже несколько лет. Большая часть населения перешла на удаленную работу. Вот только переход на нее оказался вынужденным. Безусловно, смешанный формат работы, онлайн + оффлайн, является наиболее эффективным. И, конечно, после окончания карантина почти вся основная масса населения вернется к обычной работе.

Удаленная работа обладает преимуществами и недостатками:
Преимущества
- Если ваши сослуживцы смогут взять часть ответственности на себя и оправдают возложенное на них доверие, то вы сможете выйти на новый уровень сотрудничества, будете больше им доверять и меньше контролировать.
- Можно подобрать удобный график работы, соответствующий вашим биоритмам. Удаленная работа идеально подходит для сов: утром лучше их не трогать, зато к вечеру на них находит вдохновение.
- Не нужно тратить время на дорогу. Не придется стоять в пробках от одного до трех часов. Сколько всего можно успеть сделать за это время!
- Не отвлекают телефонные звонки, приходящие коллеги, бесполезные и продолжительные совещания. Можно сосредоточиться на работе.
- Можно планировать работу в течение дня так, как нравится вам. Вы можете пораньше встать, поработать рано утром, а днем прогуляться или заняться каким-то своим личным делом. Возможно, также заняться основной работой вечером. Можно устроить выходной в любой день.
Недостатки
Однако у удаленной работы есть и недостатки:
Самый большой недостаток связан с биологической природой людей, которую часто не принимают во внимание. Очень маленький процент людей обладает мотивацией, самоорганизацией, дисциплиной и ответственностью. Особенно если у работодателя нет возможности контролировать удаленного работника. Поэтому в процессе удаленной работы могут возникнуть следующие сложности:
- Невозможность выделить необходимое количество времени на работу, особенно если дома сидит вся семья на карантине.
- Без контроля возрастает вероятность того, что работник будет работать менее эффективно, начнет халтурить и "забивать" на работу.
- Утрачивается чувство команды, сплоченности, причастности к общему делу.
Для работы на удаленке необходимо обладать соответствующими природными качествами и навыками. Поэтому только крошечная часть коллектива сможет эффективно выполнить удаленную работу.
Приемы эффективной работы
Чтобы наладить эффективную работу, рекомендуется использовать следующие приемы:
- Все критерии и сроки должны должны быть максимально четкими.
- Не тратьте время перед завтраком на проверку почты, мессенджеров и социальных сетей. Давайте вашему организму время проснуться.
- Планируйте работу в соответствии со своими биологическими часами. Старайтесь заниматься самыми сложными и важными делами в активное время, когда мозг максимально эффективно работает. Если утром тяжело приниматься за работу, займитесь чем-то легким, проверьте почту, начните с несложных задач, тогда вы сможете постепенно войти в рабочий ритм.
- Планируйте дела на следующий день. Сделайте это ежедневным ритуалом в конце рабочего дня.
- Все задачи вносите в свой список дел сразу же, как только получаете их. В противном случае через 5 минут вы об этом забудете.
- Адекватно оценивайте свои силы. Не планируйте кучу дел на один день. Иначе то, что вы не успели или не смогли сделать, будет постепенно накапливаться, давить на вас и вызывать стресс.
- Планируйте заранее все совещания и телефонные разговоры. Сократите внеплановые отвлекающие беседы в течение рабочего дня. Воспользуйтесь тем, что у вас отпала необходимость проводить целые дни на митингах и конференциях.
- Чтобы сосредоточиться, отключите социальные сети и мессенджеры, положите мобильный телефон экраном вниз и погрузитесь в работу.
- Выделите на социальные сети и почту специальное время. Достаточно это делать 2-3 раза в день. Не нужно отвлекаться на них постоянно.
- Устраивайте себе перерывы. Установите таймер через каждые 45-60 минут и каждый час поднимайтесь из-за стола. Нет необходимости проводить целый день за компьютером. Чередуйте умственные и физические занятия, делайте разминку, пейте воду, откройте окно и вдохните свежий воздух, полейте цветы, вымойте посуду и погладте кота. Самый лучший отдых - смена вида деятельности.

Помощники-инструменты для совместной работы
Облегчить совместную работу вам могут следующие инструменты:
- Экосистема Google. Ее формула: gmail-аккаунт + браузер Google chrome. Данная система идеальна, из нее можно не выходить. Для продвинутых существует бизнес-аккаунт G Suit с абонентской платой и расширенным инструментарием. Если ваши коллеги также на gmail, и вы знаете это, то вам все доступно: облачное хранилище, календарь, заметки и google docs. Если вся команда переходит на google, то необходимо создать отдельный аккаунт для работы и рабочих файлов. С него будете раздавать доступы, на нем хранить документы. Если все начнут делать все по-своему, то потом придется долго повсюду искать понадобившиеся файлы. Здесь очень важны централизация и дисциплина.
- Электронная почта. Все важные решения, вопросы, документы пересылайте по почте. Так их будет легче найти. Необходимо отметить, что электронная переписка может признаваться доказательством в суде.
- Видеозвонки. Самый идеальный - это старый привычный Skype. Не слушайте тех, кто утверждает, что он устарел. Для продвинутых существует Zoom. У него больше функций, но для групповых звонков он платный.
- Для быстрого многостороннего общения существует два способа: группы в Facebook и мессенджеры (Viber, Telegram). В Facebook информация структурирована. Там есть посты с темами и к ним комменты в два уровня. В мессенджерах просто поток сообщений. Там легко потеряться.
- Trello. Это инструмент комплексной работы над проектами. В нем есть гибко настраиваемый канбан, борды для команд, уведомления, календари, постановка задач, документы, переписки, чек-листы.
- Одностороннее общение. Если вам надо проинформировать большое количество клиентов или сотрудников, то для этого прекрасно подойдут Viber или Telegram.
Для большей части населения удаленная работа кажется необычной и сложной. Однако все не так страшно. Если вы освоите интересные и полезные инструменты, приобретете новые навыки, то у вас все получится.