Устройство и принцип работы вентилируемых тормозных дисков
Тормозные диски представляют собой металлические детали дискообразной формы, размещенные на ступице колеса. Это наиболее ответственные и нагруженные компоненты комплекта тормозов. В момент нажатия на педаль колодки плотно прижимаются к вращающемуся диску, создавая интенсивное трение. За счет него происходит быстрое гашение кинетической энергии и замедление вращения колес, что позволяет снизить скорость движения или полностью остановить машину.
Как устроены вентилируемые диски
Вентилируемые тормозные диски имеют специальную конструкцию, отличающуюся от обычных сплошных моделей наличием системы вентиляционных каналов. Они расположены между поверхностью трения и ступицей колеса. Каналы могут иметь радиальную, спиралевидную или иную форму, обеспечивающую равномерное распределение по площади диска. Благодаря отверстиям при вращении колеса через всю структуру компонента происходит активная циркуляция воздушных потоков. Это помогает эффективно отводить тепло от нагревающихся при торможении поверхностей трения.
Виды деталей По форме и конфигурации вентиляционных каналов изделия бывают трех основных видов:
- С прямолинейными каналами. Отличаются наличием радиально расходящихся от центра прямых каналов. Обеспечивают равномерный отвод тепла по всей площади за счет линейной направленности потока воздуха.
- Со спиралевидными. Оснащены винтообразными отверстиями, закрученными от центра к периферии. Такая форма усиливает эффект эжектирования воздуха, улучшая теплоотвод.
- С хаотичными. Характеризуются неупорядоченным направлением отверстий без четкой системы. Несмотря на визуальный хаос, обеспечивают надежное охлаждение за счет множества разнонаправленных потоков.
Вентилируемые компоненты производят двумя основными методами:
- Сквозная перфорация. Этот способ подразумевает создание сквозных отверстий, полностью проходящих от ступицы до фрикционной поверхности диска. Их создают либо на стадии литья заготовки диска, либо методами механической обработки уже готового изделия.
- Заглубленная (глухая) перфорация. В этом случае на поверхности диска формируют глубокие канавки или выемки, которые лишь частично врезаны в структуру диска, не проходя сквозь всю его толщину.
Сквозная перфорация обеспечивает максимально эффективное охлаждение рабочей поверхности и отвод газов с продуктами сгорания тормозных колодок. Однако наличие сквозных отверстий неизбежно приводит к некоторому снижению прочностных показателей конструкции по сравнению с моделями с глухой перфорацией.