Международная логистика: правила и регуляции которые нужно знать
Унификация норм и требований к транспортным перевозкам, приведение законодательства разных стран и регионов к одному знаменателю сильно упростит работу международным логистам. Подобное положение вещей можно наблюдать в ЕС, где существуют единые правила. Но, к сожалению, в глобальном масштабе это пока невозможно. Различия вызваны объективными и субъективными причинами — климатическими условиями, географическим расположением, уровнем развития экономики, политическими соображениями.

Естественно, это усложняет международную логистику и увеличивает срок доставки грузов из условного пункта А в пункт Б. Прохождение границы требует соблюдения не только требований пограничных служб и таможни, но и санэпидемконтроля, а также прочих контролирующих государстенных органов. Поэтому, скажем, доставка грузов из Китая в Украину вынуждает изучать правила, принятые в стране отправки и назначения, а также в транзитных государствах (если выбраны наземные виды транспорта, например, железнодорожный или автомобильный).
Классификация правил и регуляций транспортной логистики
Нормативные акты и регулятивные акты принимаются контролирующими государственными органами исходя из требований:
- К экологии — например, ограничивается количество вредных веществ, которое может выделять транспортное средство, или уровень шума.
- К безопасности — такие документы описывают необходимость наличия определенного оборудования, регулируют техническое состояние транспорта, качество подготовки и квалификацию водителей и вспомогательного персонала.
- Санитарно эпидемиологического характера — особенно это касается транспортировки товаров продуктовой группы, лекарств и медицинских препаратов, химических веществ и т.д.
- К таможенным платежам и пошлинам — ведение внешнеэкономической деятельности облагается налогами, взимаются сборы, акцизы и прочие платежи.
Также в ряде государств могут ограничиваться использование конкретных видов транспорта как на постоянной основе, так в определенных условиях. Отличаются правила оформления документов, существуют и другие локальные нормы.
Что осложняет работу международных логистов
Грузоперевозчики обязаны соблюдать правила каждой страны, границы которой они пересекают. А сотрудники логистической компании должны учитывать местные нормы и требования при организации доставки и выбора исполнителей работ. К сожалению, быстро найти полный свод ограничений в ряде стран удается далеко не всегда.
Проще всего выяснить, можно ли в конкретном государстве использовать грузовые автомобили с тем или иным типом двигателя. Иначе не соответствующее требованиям транспортное средство просто не пропустят на территорию страны. А вот своевременно получить разрешительные и прочие документы для пересечения границы гораздо труднее. К бюрократическим проволочкам добавляются коррупционная составляющая (и не только в Украине, смеем вас заверить!), а также местные или религиозные особенности.
Поэтому срок доставки запросто может затянуться по причинам, на которые ни логист, ни водитель повлиять не может. Помнится, в далеком 2007 году мы не смогли пересечь границу между Черногорией и Хорватией на загруженной под завязку фуре и потеряли целые сутки только потому, что в этот день хорваты отмечали какой-то национальный праздник и тупо запретили въезд грузового автотранспорта и автобусов. Зато легковушки проезжали без проблем и фактически без досмотра.
Даже в соседних и дружественных странах, на границе между которыми фактически нет таможенных и пограничных пунктов, существуют различия к допуску на дорогу грузовиков с определенными техническими характеристиками двигателей. Например, нормы в Канаде более лояльны, чем в США. Так что важно изучить все нюансы, чтобы автомобиль с грузом просто не развернули обратно.
А в ЕС нельзя транспортировать пищевые продукты, если они герметично не упакованы. В Китае же с этим нет проблем, поэтому, если доставить их в Европу (скажем, самолетом), то с дальнейшей перевозкой могут возникнуть непреодолимые сложности.